3 июл. 2010 г.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

Любой, кто посещал тренинги личностного роста или менеджмента мог заметить, что из одного семинара к другому повторяются элементарные, очевидные прописные истины (правда, каждый раз в новой оболочке).
Однако эти истины продолжают оставаться всегда актуальными, они позволяют обойти многие сложности и получить желаемый результат с минимальными затратами собственных усилий.
1. Поставьте перед собой чёткую конкретную цель и точный критерий её достижения. Абсолютно безразлично, насколько она будет казаться глупой, простой или сложной. Самое главное, чтобы она была своей собственной. Это может быть выступление на публике, участие в соревнованиях, получение внешней оценки от определённого человека или приглашение от определённого партнёра, восхитившегося Вашей техникой - варианты безграничны. Цель может меняться, становиться более сложной или в ней могут выделяться этапы. Избегайте абстрактных целей типа "просто научиться танцевать", так как проверка выполнения этой цели страдает низкой строгостью и большими допусками. Для меня первой целью было услышать "Ты танцуешь лучше" от кого-нибудь в моей группе, потом "Ты танцуешь хорошо" от моего инструктора, потом я хотел выступить с танцем на милонге...
2. Откажитесь ходить на занятия через силу - это приведёт только к разочарованиям и пустой трате времени. Занимайтесь тем, что вам изначально интересно или найдите свой собственный интерес в танце! То, что вы пришли на занятие только после длительной осады со стороны партнёра/партнёрши или просто от нечего делать должно остаться за стенами зала, по крайней мере до конца занятия. Танцами занимается огромное количество народу, они находят это интересным и увлекательным, так что хотя бы какая-то изюминка в этом есть.
3. Строго подходите к выбору инструктора, к группе, в которой вы будете заниматься. Самое тяжёлое и сложное - это переучиваться, перебарывать себя и ломать устоявшиеся схемы. То, в какую группу пойти и у какого инструктора остаться, определяется каждым человеком самостоятельно и на основании его целей. Если главная цель - красота и сложность, ищите среди инструкторов сильных хореографов, если взаимоотношение в паре - сильных психологов, если фигура и здоровье - тренеров, если какие-то свои цели - своё уникальное сочетание. Есть универсальный критерий - выбирайте инструкторов, которые не только показывают движения и просят их повторять и запоминать, но и объясняют как их делать, для чего они могут понадобиться в будущем, как их можно модифицировать и улучшить. Инструктор должен ориентироваться в предмете и видеть его живым и динамичным, иначе вы рискуете потратить время и остановиться на уровне гораздо ниже уровня инструктора и, тем более, гораздо ниже уровня своих собственных ожиданий. Если же инструктор стремится рассказать как делать какие-то элементы, показывает где и как их можно использовать, то вы сможете в последствие сами улучшить свою технику и довести её до желательного уровня, вы сможете неограниченно расти дальше.
4. Слушайтесь инструкторов. Делайте те упражнения, которые вам предлагают и не вставляйте собственных элементов, иначе вы рискуете не закрепить что-то важное, а что-то своё выучить неправильно. Инструктор незаменим потому, что он смотрит со стороны и выглядывает определённые профессиональные вопросы, важные именно в этот момент. При этом инструктор видит общую картину -текущее занятие вместе с предыдущим и следующим, скучным повторением он может готовить пары на сложные и красивые движения, которые будут только через несколько недель, но для которых нужно "вбить в ноги" много моторной памяти.
Однако, возможен вариант, что вы просто ошиблись с инструктором и он не способен дать то, к чему вы стремитесь, сделать вас ближе к вашей цели. Уточните спорные моменты, поймите, стоит ли ждать от занятий воплощения своих планов и всё равно делайте то, что у вас просит инструктор (по крайней мере до конца занятия или до момента своего ухода с урока). При этом переводите требования инструктора в свои термины и сводите к своему видению танца.
Сравнительно недавно я посетил несколько занятий по танго, которые вела девушка с большим опытом в бальных танцах, но без опыта в танго (по крайней мере в преподавании и в ведении/следовании). Занятие строилось на отрабатывании одной длинной связки, в которой партнёр и партнёрша выполняли свои партии независимо друг от друга, а это в корне противоречило моим представлениям о взаимодействии в паре. Однако ничему не научится только тот, кто ничему не хочет научиться - свежий бальный взгляд позволил придумать связки и поддержки, которые мне бы в голову не пришли ещё долго, я бы просто не начал думать в этом направлении. Перевести новые для меня элементы в термины ведения оказалось сравнительно просто и сейчас они значительно разнообразили мои движения, хотя я посетил всего два занятия, перестав ходить, как только понял, что на занятиях будет только заучивание связок.
5. Экспериментируйте! Танец живой и разнообразный, он безграничный и многогранный. Нас сдерживают только свои собственные страхи - оценки, неудачи... Умеющим танцевать можно признать только того, кто готов сам идти вперёд, пробовать что-то новое. В процессе эксперимента может появиться какое-то ноу-хау, своя отличительная черта, выделяющая из общей массы и делающая вас уникальными. Однако следует разделять практику и упражнения, они преследуют разные цели. Упражнения нацелены на отработку какого-то определённого элемента или их группы, они ведут в глубину понимания и запоминания. Упражнения нужно выполнять строго и чётко, даже если это кажется скучным, нудным и совершенно лишним. Эксперимент и практика направлены на творческий поиск, на развитие собственного видения танца, они расширяют спектр возможностей. Во время практики следует стремиться к максимальному разнообразию, даже если у вас очень ограниченный набор знакомых элементов, новая незнакомая вторая половинка пары.
6. Спрашивайте у инструктора, если вам что-то не понятно. Если вам всё понятно, то спросите у инструктора, всё ли вы правильно поняли. Не бойтесь глупо выглядеть в чьих-то глазах во время занятия, если для вас что-то сложно или если вы в чём-то сомневаетесь. Вполне возможно, что похожий вопрос крутится в голове и у других занимающихся, но им не хватает опыта чтобы сформулировать или смелости, чтобы задать наболевший вопрос. Если отложить вопрос на потом, то он может быть забыт или инструктор может быть весь поглощён объяснением новой темы и не ответит настолько полно и чётко как если бы он ответил сразу.
7. Смотрите на других и на себя со стороны. Если вы готовите выступление, то хотя бы раз покажите его кому-то (инструкторам, кому-то из группы или просто знакомым, которые бы имели представление о предмете). Танец развивается и живёт своей жизнью, каждая пара вносит в него что-то своё, посмотреть на других - очень простой и невероятно продуктивный источник вдохновения. Один лишь просмотр видеоролика может дать множество ответов на вопросы, которые вы ещё сами себе не задали. При этом очень полезно хотя бы изредка снимать собственные танцы и смотреть на них со стороны - всё воспринимается совершенно по-новому. Можно отметить кучу ошибок, потенциальных точек роста.
8. Идите вперёд и не останавливайтесь. В любом деле рано или поздно наступают моменты, когда человек перестаёт расти (или его развитие замедляется), начинает искать причины и поводы для остановки и задумывается над вопросом "а может пора уже бросить это всё дело?" Когда я только начинал заниматься, я ходил на занятия без постоянной партнёрши, был чужд какой-либо музыкальности и страшно боялся просто подойти и пригласить девушку на танец, в то время как другие занимающиеся имели опыт, ходили в устоявшихся парах, проявляли чудеса активности и общительности. Но я ходил на регулярно ходил на занятия, отыскивал свои недостатки, чтобы их исправить, а не убедить себя в никчёмности любых попыток... Мне помогало то, что я знал к чему стремлюсь - мои цели были просты и незамысловаты, но они были маяком, моей путеводной нитью. В итоге, спустя некоторое время, я почувствовал значительные улучшения в классе, мой интерес значительно вырос и я ощутил самое настоящее второе дыхание. В то же время многие мои одногруппники нашли много поводов убедить себя бросить и ушли, а ведь мы все смотрели на них с белой завистью...
Идите вперёд, будьте упорны в своих стремлениях - и вы найдёте кучу способов преодолеть трудности. Помните, что тот, кто имеет желание, тот находит сотню возможностей, а тот кто желания не имеет, тот находит сотню отговорок.

Комментариев нет:

 
Rambler's Top100